Выбор спиннинговой катушки

Выбор спиннинговой катушки Прошли годы. Наступила эра глобализации, которая коснулась и рыболовного рынка. Теперь покупка катушки и за 25 тыс. рублей не гарантирует беспроблемную жизнь ее владельца. Люфты ротора и шпули стали нормой. Случаются вещи и пострашнее. То смазку на заводе забудут в механизм заложить, то главная передача начинает рычать и завывать после первого же выезда на воду.

Но это конечно, скорое исключения из правил. Долго откровенный брак производители на рынке не держат. Заработают чуть-чуть и выдают нам что-нибудь новенькое. На этот раз еще лучше, если верить громким рекламным слоганам. Но в целом наблюдается общее для всех брендов системное снижение надежности. А самое забавное, что теперь после беглой прокрутки катушки в руках цену навскидку угадать практически невозможно.


 

Приблизительно одинаковые по ходу и массе безынерционки могут различаться по цене в два-три раза. Пышным цветом на этой почве расцвел вторичный рынок. Подержанные, но все еще надежные катушки выпуска прошлых лет успешно переходят из рук в руки. За них увлеченные спиннингисты готовы платить очень достойные деньги. Очень много бывших в употреблении катушек ввозится в страну с японских интернет-аукционов, где вообще очень развит любой second hand. Ради уникальных рабочих характеристик покупатели готовы переплачивать даже за очень дальнюю и неудобную доставку Почта России дискредитировала себя полностью и с поставленной задачей совершенно не справляется. Но рыболовы готовы ждать даже несколько месяцев ради долгожданной посылки из Страны восходящего солнца с повидавшей виды, давно снятой с производства, но все еще исправно работающей рыболовной катушкой. Не проще ли купить новую? Да не очень что-то хочется, учитывая все вышесказанное. Однако какое-то развитие все же наблюдается. Касается это в первую очередь массы «безынерционок».

С каждым новым поколением слиннинговых катушек мы наблюдаем регулярное снижение их массы И это очень здорово. Ведь при меньшей общей массе снасти получается выигрыш во всем. Легче управлять оснащенным удилищем, особенно при ловле, например, рывковыми воблерами. С легкой снастью всегда выше чувствительность. Да и просто удовольствие от ловли с ней получаешь. Если раньше катушки массой 280-290 г считались вполне достойными, то теперь все что тяжелее 240-250 г. уже дурной тон особенно для удилищ с тестом не выше 21-24 г.

В какой-то момент корпуса катушек топовых серии стали делать из алюминиево-магниевого сплава. Для своего времени это стало настоящим прорывом. Такие катушки и сейчас встречаются в продаже. Они очень долговечные (хотя и подвержены определенной коррозии), легкие, а самое главное, обладают выраженным резонирующим эффектом, то есть увеличивают чувствительность снасти. Определенную долю тактильной информации спиннингист, пользующийся такими катушками, получает не только через удилище, но и через ручку и ножку самой катушки. Правда, существует и обратная сторона этого эффекта Из-за резонирующих свойств иногда возникает ощущение неисправности катушки: слышно как шумит главная пара, кажется что она изношена и начинает гудеть. На самом деле это не всегда так. Просто мы начинаем ощущать то, чего никогда не почувствовали бы в обычном алюминиевом или пластиковом корпусе. Несмотря на все плюсы, магниевые корпуса уходят с рынка Думаю, из-за дороговизны и сложного производственного цикла.
 

Последнее слово в катушкостроении - корпуса из углепластика. Не тяжелого композита, как у совсем недорогих катушек за 500 рублей, а настоящего, очень жесткого и легкого. У каждой серьезной компании такой материал обычно носит какое-нибудь модное патентованное название: например. Zaion - у Daiwa или CI4 - у Shimano. Сверхлегкие карбоновые катушки сейчас есть даже у Okuma. Использование таких корпусов позволило снизить массу до фантастических 200г у катушек размером 2500-3000. Это полноценный джиговый размер. Катушки поменьше теперь могут весить и 180-190 г А самое приятное, что такие катушки стоят уже вполне разумных денег. Особенно меня впечатлила совсем недорогая катушка Okuma Helios размером 25 (аналог двухтысячника) весящая всего 180 г. При этом я очень активно ее использую с джигом массой до 32-36 г. Пока держится, хотя теоретически износ посадочных гнезд под подшипники должен быть просто стремительным. На практике этого не происходит. Значит, легкие карбоновые корпуса действительно появились очень кстати.
 
Кстати, о прочности и износе. Когда-то давно мы все стремились выбрать катушку по количеству подшипников. Мол чем их больше, тем в итоге лучше. Сейчас пыл поостыл. Для нормальной работы вполне достаточно пяти-шести шариков. Китайцы научились ставить в свои поделки по 12-14 шарикоподшипников, да только толку от этого мало. Потому как качество подшипников может быть очень разным. Совсем негодные порой банально ржавеют и выходят из строя уже через пару рыбалок. Те, у которых качество чуть лучше, испортятся после утопления катушки или попадания под сильный дождь.
 
А нормальным (закрытого типа, нержавеющим или. вообще, керамическим) все нипочем. И если керамические подшипники - это удел тюнинга (их обычно приобретают отдельно), то хорошие нержавеющие ставят, когда производят действительно качественные катушки. Однако если такая катушка была серьезно утоплена, расслабляться не стоит. Лучше провести внеплановое техническое обслуживание и заменить всю смазку. Особенно сильно может пострадать главная пара передачи. Для нее используется специальная (не литол!) густая смазка. Использованную и испорченную водой смазку полностью удаляют.
 
Не стоит забывать и о регулярном текущем обслуживании катушки Особенного внимания требует ролик лесоукладывателя, который делает миллионы оборотов за сезон. Он всегда принимает «ванны» - вся вода с лески отжимается как раз на нем. При такой эксплуатации он рано или поздно «умирает» на любой катушке. Продлить ему жизнь может только регулярная (раз в три-четыре выезда) чистка и смазка. Смазка требуется не густая, как для пары, а жидкая Либо фирменная, которая часто продается а аэрозольных баллонах, либо альтернативная. Для подшипника ролика подходит смазка ATF которую используют в автоматических коробках передач автомобиля. Но как бы мы ни ухаживали за роликом, рано или поздно его все равно пропилит леска. И его и подшипник под ним придется поменять. И нам очень повезет, если мы сможем без проблем купить его как запчасть. Для дешевых безымянных катушек сделать это практически невозможно. Запчасти попросту не продают. Определенные проблемы есть и с фирменными изделиями. Более-менее сносно налажена торговля деталями только у Ryobi. Для Daiwa и Shimano ролики до недавнего времени приходилось заказывать в интернет-магазинах Японии или США. У Okuma ролики очень похожи на шимановские и их можно подобрать.
 
Еще в узле лесоукладывателя изнашиваются пластиковые шайбы, которые нужно заменять по мере износа. Но при необходимости их можно вырубить или вырезать из тонкого листового лавсана или похожего пластика. Кстати, если уж речь зашла о ролике, то раньше была четкая установка выбирать катушки с желтым цветом металла ролика. Якобы покрытие из нитрида титана золотистого цвета благодаря своей прочности служит намного дольше обычных хромированных или нержавеющих роликов. На самом деле это оказалось банальным «разводом». Качественные «не желтые» ролики хороших катушек служат свой положенный срок, а это несколько сезонов интенсивной ловли. То есть ровно столько же. сколько служат качественные «желтые». Одинаково мало прослужат некачественные ролики вне зависимости от покрытия на них и цвета. Это как вера в бесконечный винт - давно уже все научились делать отличные катушки без этого винта. То же самое и с роликами.
 
Еще один узел катушек, испытывающий очень серьезные нагрузки, это ручка. Выбирая катушку, стоит как минимум обратить внимание на надежность ее конструкции. При прочих разных условиях лучше отказаться от приобретения катушек со складывающейся ручкой, поскольку шарнирный узел ни у одного производителя не обладает нормальной надежностью. После первых же рыбалок с каждым днем станут появляться прогрессирующие люфты. Разбитая ручка создает общее впечатление «ушатанности» катушки. Лучше обойтись без каких бы то ни было кнопочных шарниров, а выбрать обычную ручку, которая в рабочем положении фиксируется затяжкой винта с обратной стороны ведущей шестерни. Так намного надежнее. Конечно, такую катушку придется дольше приводить в транспортное положение, но зато при сборке затянул и забыл. Никаких болтающихся в процессе ловли деталей.
 
Кноб удобнее плоской формы, но это скорее на любителя. Во всяком случае, многие успешно ловят с шарообразными или цилиндрическими кнобами и не жалуются. А у меня такие ручки постоянно из пальцев выскальзывают. Видимо, это действительно вопрос привычки. А вот наличие в кнобе подшипников - приятный плюс. Общее впечатление от ловли однозначно улучшается. И ход катушки становится определенно легче.
 
Когда спиннингист подбирает удилище, он ориентируется, главным образом, на рабочие параметры - тест и строй, а уж потом на массу, дизайн и цену. При выборе же катушки подход часто оказывается прямо противоположным То есть на первый план выходят дизайн и цена, а уж потом все остальное. Это очень серьезная ошибка. Я и сам на этом один раз обжегся.
 
В минувшем сезоне я обновил парк катушек Приобрел новенькие, очень легкие, добротно собранные, с легчайшим ходом. Пытался рыбачить с ними на соревнованиях и потерпел полное фиаско. На тренировках я ловил другими, уже изрядно потрепанными комплектами, и рыба неплохо ловилась. Но на старых и шнуры были, что называется, на последнем издыхании, и сами катушки рычали и клацали, да и вообще явно требовали капитального ремонта. Поэтому при ловле на результат я брал свежие катушки с новыми плетеными шнурами. А рыба не клевала.. Разгадка оказалась банальной. Руки привыкли к проводке катушкой с определенным передаточным отношением, а новая катушка с чуть большим диаметром шпули и другой редукцией дала изменение джигового подскока приманки почти в полтора раза! Увеличилась длина выбираемого участка лески, и уменьшилась резкость срыва приманки со дна, что в джиге очень важно. Мои догадки подтвердили сразу несколько очень сильных спиннингистов. У них тоже с более скоростными катушками рыба ловилась гораздо хуже, чем на аналогичные силовые. В итоге я пришел к выводу, что оптимальное передаточное отношение для джиговой ловли - 4,7 1-5,1:1. а более скоростные катушки предназначены для равномерной или пунктирной проводки, например, при ловле жереха или окуня на оснастку с отводным поводком. Теперь я внимательнее отношусь к техническим характеристикам.
 
На качество проводки влияет и конструкция ротора катушки. Чем он легче, тем быстрее и резче катушка включается в работу (срывает приманку с места) и так же быстро останавливается из-за меньшей инерционности системы. Это очень важно для джиговой рыбалки. Выбирая катушку, несложно проверить, как работает ротор Нужно просто быстро ее покрутить и резко остановить. Если катушка мгновенно стартует (ее не приходится долго разгонять) и так же быстро останавливается, не пытаясь крутануться дальше по инерции, это то, что нужно.
 
 

Для себя я сделал простой вывод. Прошли те времена, когда, взяв катушку под известным брендом и за серьезные деньги, мы гарантированно попадали в точку. Сейчас приходится выбирать. Есть катушки для монолесок, есть для шнуров, есть скоростные для ловли форели, тут главное - не ошибиться. Полагаться на продавцов рыболовных магазинов в выборе стоит не всегда. Не то чтобы у них были другие задачи. Просто они и сами порой не в курсе, для чего и как сделана именно эта «безынерционка». Я всегда с интересом перевожу с помощью электронного переводчика пресс-релизы и обзоры американских и японских сайтов. Много интересного удается почерпнуть.

 

Ссылка на источник: 

Поделиться:

Комментарии

Статья обо всём и ни о чём.

Статья обо всём и ни о чём. Скажем неплохо было бы порекомендовать что то конкретное.